районная газета Вельские вести

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Общество 76 – много это или мало?

76 – много это или мало?

E-mail Печать PDF

20 октября Вельский индустриальный техникум отметил очередную дату – 76 лет с момента основания учебного заведения. Конечно, дата не юбилейная,
но в свете последних серьёзных перемен в системе образования каждый новый год для старейших  учебных заведений приобретает особый смысл. 
Оптимизация учебной сети привела к сокращению на треть профессионально-технических училищ Архангельской области. Небольшие закрылись в связи с нерентабельностью либо объединились с более крупными. Как и чем сегодня живёт Вельский индустриальный, читайте в интервью с директором ВИТ Николаем Орловым. – От «Школы шоферов и бригадиров» в 1937-м до ГАОУ АО СПО «Вельский индустриальный техникум» в 2011-м – путь, пройденный учебным заведением за семь с половиной десятилетий. Что изменилось с момента последнего, девятого по счёту, переименования?
– Вельским индустриальным техникумом мы стали в 2011 году. В силу должен был вступить новый закон об образовании, где говорилось, что начальное профессиональное образование перестанет существовать как отдельная ступень. Мы решили не дожидаться этого момента и подали документы на повышение статуса учебного заведения. А чтобы не быть конкурентами двум другим вельским техникумам – сельскохозяйственному и экономическому, выбрали направление, благодаря которому готовим сегодня специальности для всех отраслей народного хозяйства, востребованных на современном рынке труда.
– Какие, по Вашему мнению, страницы истории учебного заведения самые значимые?
– Когда в 1994 году я стал директором, в образовании началась перестройка. Переориентирование учебно-производственной базы, появление образовательных стандартов, изменение сроков обуче-
ния – фактически, мы выживали. Учебное заведение работало в тяжелейших условиях. В это сложное время нам очень помогло собственное учебное хозяйство. Например, благодаря ему, в нашем учебном заведении ребята всегда вовремя получали горячие обеды и ужины.
Много переживаний было, когда в 2005 году нас переводили с федерального бюджета на областной.
Кроме того, в двухтысячные годы мы перешли к так называемым госзаказам, то есть, начали работать по региональному государственному заказу. Когда мы получили статус техникума, нас все время призывали учиться работать с работодателями, говорили, что нужно готовить кадры для отраслей народного хозяйства.
– Какие главные задачи решает Вельский индустриальный сегодня?
– Как любому учебному заведению, на новый учебный год нам даётся госзаказ. В этом году нам был дан учебный план на 285 человек. Это самый большой госзаказ в Архангельской области. На сегодняшний день мы набрали 238 обучающихся. Факт невыполнения плана не в том, что ребята не захотели учиться у нас, а в том, что в этом году небольшое количество выпускников школ. Мы продолжаем обучать и тем специальностям, которым обучали будучи Агролицеем № 45. Открываем новые.
В последнее время в Вельском районе остро встала проблема с подготовкой медицинских кадров и среднего медицинского персонала. Мы пришли к выводу, что необходимо осваивать это направление. В этом году мы набрали уже вторую группу по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело» благодаря помощи зам. главного врача Светлане Макаровой. Зная, что Вельск – город торговый, открыли специальность «Технолог общественного питания».
– Чем особенно славен техникум? Каковы его традиции?
– Мы идем от истоков сельского хозяйства не только Вельского района, но и всей Архангельской области, и многие годы готовим кадры для сельского хозяйства: механизаторов, мастеров машинного доения, овощеводов. Среди наших выпускников – герой социалистического труда Михаил Николаевич Зиновьев. Через наше учебное заведение прошли такие известные люди района, как Павел Александрович Боровиков, который в свое время учился у нас на механизатора. На протяжении многих лет, основной профессией у нас остаётся «Мастер сельскохозяйственного производства».
– В общей сложности, студенты ВИТ сегодня обучаются одиннадцати специальностям. Преимущественно, это мужские профессии. Планируется ли открытие новых профессий для девушек, окончивших девять классов?
– В этом году в Вельске проходило выездное заседание Министерства здравоохранения Архангельской области. Одной из проблем, поднятых в Вельском районе, стал вопрос кадровой политики в системе здравоохранения. О том, что уже два года мы осваиваем специальность «Сестринское дело», я уже сказал. Сейчас решаем вопрос об открытии на базе Вельского индустриального техникума направления по подготовке фельдшеров. Потенциальное согласие дано, но изменения в финансировании могут отрицательно сказаться на решении вопроса – для открытия новой специальности нам необходимо создать материально-техническую базу и для этого потребуется не менее 3 млн. рублей.
– Если ситуация разрешится положительно, не станем ли мы конкурентами Котласу, где также ведётся подготовка медперсонала?
– В последние годы Котласский медицинский техникум комплектовался с большим трудом. Кроме того, у него возникло много проблем по содержанию материально-технической базы, не выдерживали требований госпожнадзора старые учебные корпуса. В настоящее время с большим сокращением по госзаказу медколледж присоединён к Котласскому электро-механическому техникуму.
Конечно, мы предполагали, что можем стать конкурентами медколледжу Архангельска. Но опыт показал обратное. Обе группы «Сестринского дела», обучающиеся у нас, скомплектованы из людей, уже работающих непосредственно в системе здравоохранения. То есть, они ни в Котлас, ни в Архангельск учиться не поехали бы. Ещё одной проблемой подготовки медицинских кадров в Архангельске было то, что Вельская ЦРБ давала направление, но в Вельск молодые люди не возвращались.
– Каковы перспективы развития техникума?
– Во-первых, дальнейшее совершенствование материально-технической базы по «Сестринскому делу». Во-вторых, открытие специальностей по подготовке фельдшеров и воспитателей детских садов. Это планы на ближайшие три года.
– Наиболее сложные моменты в решении образовательной задачи на сегодняшний день?
– Глобальная задача, которая в настоящее время стоит перед руководством учебного заведения – это выполнение предписаний надзорных органов – пожарных служб и Роспотребнадзора. Требования у них постоянно изменяются, а у нас очень крупная материальная база. Повторюсь, что в городе Вельске к нам присоединили ПУ № 29 и ПУ № 37. Все эти здания нужно содержать вне зависимости от того, идет в них учебный процесс или нет. И еще у нас есть структурное подразделение в поселке Подюга, которое находится на расстоянии 150 км. Требования к нему такие же, как к нашему головному учебному заведению. И вторая задача – это выполнение новых требований к учебному процессу.
– Ни одна школа, училище, техникум не может существовать без педагогов. Кто из преподавателей и мастеров внёс наибольший вклад в развитие и становление учебного заведения?
– Виктор Иванович Сухановский, проработавший в нашем учебном заведении около 40 лет, преподаватель иностранного языка – Мария Сергеевна Ховрякова. Долгое время у нас работает преподаватель физической культуры – Андрей Евгеньевич Прилучный, преподаватель физики – Любовь Евгеньевна Баландина и многие другие. В данный момент вопросов по подготовке кадров к учебному процессу в техникуме не существует, потому что мы ориентируемся на современные требования. Наши преподаватели своевременно проходят курсы повышения квалификации, аттестацию.
– Преподаватели – в техникумах, учителя – в школах. Все они заканчивали одни и те же вузы. Как Вы считаете, почему труд преподавателей оценивается гораздо ниже и какие видите пути исправления ситуации?
– Это больной вопрос, и он волнует многих. Учителям школ своевременно прибавили процент и таким образом увеличили зарплату, а повышение заработной платы преподавателям техникумов, училищ и мастерам производственного обучения по майскому указу президента будет происходить плавно до 2018 года.
Сейчас у каждого образовательного учреждения подписано соглашение с министерством образования, и мы должны выдерживать повышение зарплаты поэтапно. Кроме того, введен такой финансовый рычаг, как интенсивность труда. Он применяется ко всем преподавателям и мастерам производственного обучения.
– Ещё один актуальный сегодня вопрос. Как в Вельском индустриальном ведётся военно-патриотическое воспитание?
– Сам, как бывший военрук, около восьми лет отдавший военно-патриотическому воспитанию, я очень болезненно воспринимаю эту тему. Сейчас существует не начальная военная подготовка, а основы безопасности жизнедеятельности. И я, как руководитель, очень высоко ценю, что у нас в техникуме есть такие люди, как преподаватель ОБЖ Дмитрий Анатольевич Дорофеев и преподаватели физической культуры Андрей Евгеньевич Прилучный и Наталья Владимировна Ахунова, которые постоянно работают в этом направлении. Мы ежегодно участвуем в комплексной спартакиаде южной половины области среди юношей и девушек, в военно-спортивной игре «Салют». Зональные соревнования по ней на базе нашего учебного заведения проводятся уже десять лет. Две команды-победителей этого этапа соревнований едут на финал в г. Архангельск. На протяжении последних двух лет команда Вельского индустриального техникума занимает в финале третье место. Это является для нас достижением, потому что в соревнованиях участвуют архангельские и северодвинские команды и, по моему мнению, они и финансируются совершенно иначе.
Два года наш техникум принимает активное участие во Всероссийской спартакиаде по военно-спортивному многоборью «Призывники России». Когда преподаватели обратились ко мне с инициативой выйти на российский уровень, я их поддержал. Потому что у нас появилась возможность доказать, что представители глубинки – руководители и студенты – тоже могут не только участвовать в московских мероприятиях, но и показывать высокие спортивные результаты. К сожалению, в этом году у нас немного скомкано получилось с финансированием «Призывников», но эту задачу мы сумели решить, и наши девчонки и ребята не только участвовали в этой спартакиаде, но и в очередной раз приехали с призами.
– В данном учебном заведении Вы проработали достаточно долго. Что хотели бы пожелать Вельскому индустриальному?
– Да, 23 июля 2014 года исполнится ровно 30 лет, как я здесь работаю, и 20 лет, как я являюсь директором. Своему учебному заведению мне хочется пожелать развития, укрепления материально-технической базы. Хочется, чтобы к нам шел абитуриент. И какие бы не предстояли перемены, чтобы наше учебное заведение всегда находилось на плаву.
– Спасибо.
Мария КОЛЧИНА

 

Подписка на новости







Погода

Гидрометцентр России


Календарь событий

< Ноябрь 2013 >
П В С Ч П С В
        2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30