районная газета Вельские вести

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Общество К новым высотам

К новым высотам

E-mail Печать PDF

Похоже, май становится традиционной точкой отсчёта, с которой наша страна начинает продвижение к взятию новых высот, будь то экономика или социальное развитие. 

Недавно шокирующее действие на общество произвело послание президента Федеральному Собранию, в котором поставлены амбициозные задачи. И вот пришло время переходить от слов к конкретным действиям. Хотя еще не завершена работа по выполнению предыдущих майских указов Владимира Путина – по некоторым направлениям она продолжается. В то же время можно сказать, что новый майский указ главы государства является продолжением предыдущих принятых решений.

Дух захватывает

Как бы там ни было, но уже которую неделю политики и эксперты находятся в возбужденном состоянии. Все это выплескивается на экраны телевизоров и страницы печатных СМИ. Идут «круглые столы», ток-шоу, публикуется множество авторитетных мнений. И это вполне объяснимо и закономерно. Обсуждать и правда есть что.

Согласно поставленным Владимиром Путным целям Россия к концу его очередного президентства должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Ныне по рейтингу МВФ мы находимся на 13 месте. За это время предстоит вдвое уменьшить уровень бедности, ежегодно решать жилищный вопрос для пяти миллионов семей, существенно поднять затраты на здравоохранение, образование, науку.

От поставленных задач просто дух захватывает. На фоне их даже неизбежное повышение пенсионного возраста не вызывает обеспокоенности. Еще бы, средняя продолжительность россиян должна дорасти до 78-80 лет.

Однако вернемся к указу. Он состоит из 12 пунктов, которые насчитывают 150 целей и задач. Кстати, в майских указах 2012 года их было 190.

В новом документе явно заметен сдвиг приоритетов. Около 44 процентов поставленных задач приходится на области инфраструктуры, образования и здравоохранения. В предыдущих указах большинство поручений касались госуправления, армии и оборонно-промышленного комплекса, социальной политики. В нынешнем указе военная и социальная сфера, которые требуют обычно высоких затрат при низкой отдаче для экономического роста, на этот раз получили меньше внимания. Ряд аналитиков считает этот факт большим плюсом.

Но одно дело – поставить задачи и закрепить их указом, другое – изыскать возможности для их выполнения. Каким же образом предполагают обеспечить финансирование?

Во-первых, власти рассчитывают на ускорение роста внутреннего валового продукта. За счет роста объема экономики будут дополнительные доходы.

Во-вторых, намечается некий пересмотр макроэкономической политики и налоговой системы. За счет этих мероприятий есть надежда получать по 300-400 миллиардов рублей ежегодно. Общая сумма, по словам Владимира Путина, должна достигнуть примерно 1,2 триллиона рублей.

Перечень опций для получения дополнительных доходов имеется. В него входят наращивание нефтегазовых доходов, «донастройка» и увеличение собираемости налогов, перераспределение внутри федерального бюджета, использование средств Фонда национального благосостояния. Понятно, что эти конкретные меры вряд ли смогут значительно увеличить доходы. Возможно, задействуют и другие механизмы.

Чёртова дюжина за 25 триллионов

Для реализации новых майских указов правительство собирается запустить 13 национальных проектов. Самыми дорогими новыми нацпроектами на 2018-2024 годы станут онкологическая программа, обеспечение госсектора и школ цифровыми каналами связи, ремонт дорог в мегаполисах и инвестиции в российское программное обеспечение для «цифрового государства». В год они будут обходиться в дополнительные

150-200 миллиардов рублей.

Если говорить о крупнейших проектах, то на автодорожный до 2024 года потребуется 8,42 триллиона рублей, на демографический – 3,53 триллиона рублей, инфраструктурный – 2,79, «цифровой экономики» – 1,31 триллиона рублей.

Правда, некоторые эксперты считают, что новыми предлагаемые нацпроекты назвать нельзя. По их мнению, вся идеология новых нацпроектов сводится к повторению старых, так как соответствующие ведомства «переупаковали» имеющиеся госпрограммы в новую обертку.

Исключением является разве что проект по здравоохранению. Здесь главная статья расходов падает на борьбу с онкологическими заболеваниями. На это уже в 2019 году должно пойти порядка 117 миллиардов рублей. На 2020 и 2021 годы расходы по этому направлению будут расти и достигнут пика в 193,4 миллиарда рублей. Затем расходы на борьбу с онкологией будут стабилизированы до суммы 162 миллиарда рублей в год.

Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что общие расходы на исполнение новых майских указов президента составят около 25 триллионов рублей. При этом к запланированным ранее средствам необходимо добавить не менее 8 триллионов рублей, или порядка 1,3 триллиона рублей в год.

Парадоксально, но факт

Если цифра в 25 триллионов рублей не обсуждается, то вокруг 8 триллионов рублей у экономистов развернулась полемика. В чем дело?

Одна из главных задач послания президента Федеральному Собранию заключалась в том, чтобы к середине 2020-х годов увеличение ВВП на душа населения составило полтора раза. Чтобы достичь этого показателя, экономика должна расти на шесть процентов в год.

По данным Росстата, подушевой ВВП в прошлом году составил 25,53 тысячи долларов. Повышение этого показателя в 1,5 раза к концу 2024 года действительно потребует среднегодового роста на уровне шести процентов.

Вот только в прошлом году экономика выросла всего на 1,5 процента. В ближайшие годы, как ожидает Минэкономразвития, она будет расти максимум на 3,1 процента даже при реализации реформ. Предполагается, что экономика будет расти темпами выше среднемировых, то есть на 3,5-4 процента. Иначе говоря, данный рост никак не может принести дополнительных восемь триллионов рублей. Тут требуется рост доходов бюджета на 1,2 триллиона рублей ежегодно.

Много это или мало – восемь триллионов, дают понять существующие долгосрочные проектировки Минфина. Как следует из долгосрочного прогноза Минфина, общая сумма расходов федерального бюджета на 2019-2024 годы составит 112 триллионов рублей. Если добавить к этому еще восемь триллионов рублей, то расходный план вырастет на семь процентов. При этом финансировать рост расходов можно лишь за счет нефтегазовых поступлений. По действующему бюджетному правилу все доходы от той же нефти дороже 40 долларов идут в резервы. Пока решения о смягчении бюджетного правила нет.

Где резервы?

Нынешний глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил повысить цены отсечения до 45 долларов. В этом случае больше денег пошло бы на текущие расходы и меньше в сбережения, но оно не прошло. Возможно, предложение пересмотрят.

В последние шесть лет правительство не меняло налоговую систему. Окончательного решения по налогам еще не объявлено, но общеизвестно, что в последние два года обсуждали несколько мер. Это налоговый маневр – снижение страховых взносов с 30 до 22 процентов при одновременном росте НДС с 18 до 22 процентов, введение налога с продаж, увеличение НДФЛ с 13 до 15 процентов. Впрочем, увеличение НДФЛ – непопулярная мера и может вызвать серьезные возмущения в обществе. Видимо, поэтому пока эта мера не нашла поддержки, равно как и введение прогрессивной шкалы налогов.

Дополнительные средства может дать перераспределение расходов от обороны, силовиков и чиновников в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры. В каком-то виде, по всей вероятности, этот бюджетный маневр будет выполнен.

Есть еще один резерв, который можно использовать для реализации майских указов, – государственный долг и пенсии. Низкий уровень госдолга в России позволяет увеличить бюджетный дефицит. Правительственный долг по итогам прошлого года составил менее 14 процентов ВВП. По данным Минфина, на внешний долг правительства пришлось всего 3,1 процента ВВП. Эти цифры выглядят неплохо на мировом уровне.

Фактором высвобождения финансовых ресурсов для целей новых майских указов может стать повышение пенсионного возраста. В начале мая премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что правительство готовит предложения и внесет их в Госдуму в самой короткой перспективе. Как известно, данную меру обсуждают несколько лет и планируют повышение пенсионного возраста к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

Подводя итог, проблема получения дополнительных 8 триллионов рублей решаема. Насколько она отражает потребность в финансировании, покажет время. Конкретика станет понятна после 1 октября текущего года. К этому сроку, по указу президента, власти должны подготовить соответствующие программы с детализацией и финансированием.

Бедность…

Майские указы обязывают исполнительную власть сократить двадцатимиллионную армию граждан, живущих за чертой бедности, вдвое за шесть лет. Уделили внимание и тем, чьи доходы хоть и превышают прожиточный минимум, но все же являются слишком скромными, чтобы обеспечить достойное существование.

Идея достойная, только некоторые аналитики отмечают, что решать проблему предлагается по старинке – обновлением структуры занятости, созданием новых рабочих мест, увеличением социальных выплат.

Нигде даже не всплывает тема стимулирования предпринимательской активности. Между тем посредством ее как раз и можно изменить архаичную структуру занятости населения. Предприятия должны избавляться от малопроизводительного труда, повышать производительность труда каждого сотрудника. Бесконечно «раздувать» штаты просто невозможно. Только высокопроизводительный труд может реально вывести россиян на новые орбиты благосостояния.

Приятно отметить, что сразу после выхода майских указов ряд министерств, различные ветви исполнительной власти начали активно обсуждать собственные возможности и изыскивать внутренние резервы. Министерство финансов предложило поменять принцип реализации социальной поддержки и перейти на адресность оказания помощи. Министерство экономического развития и торговли предложило вернуться к программе модернизации моногородов, осуществляя возрождение и перепрофилирование предприятий на базе государственно-частного партнерства. Свои наработки озвучило и министерство труда и социальной защиты.

Николай КОНОНОВ

 

Подписка на новости







Погода

Гидрометцентр России


Календарь событий

< Июнь 2018 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30